Вальдорфская педагогика — наиболее обсуждаемая и совершенно неоднозначная методика последнего времени. Её сторонники убеждены, что она способная воспитать творческих и свободомыслящих людей и это полностью отвечает человеческой природе. Есть и другие, что мнение основывается на устаревании данного метода воспитания, дескать, в условиях развития нано технологий, предлагать детям играть листьями и желудями глупо. Поэтому мы предлагаем тщательно разобраться в основах такого воспитания.

История возникновения Вальдорфской педагогики

Создателем и основоположником данной методики был философ и художник Рудольф Штайнер, родившийся в семье железнодорожника в 1861 году в Австро-Венгрии. Его триста пятьдесят томов трудов в области теории науки и философии стали результатом окончания школы и училища с отличием. Рождение Вальдорфской методики произошло в семье венского предпринимателя, к которому ещё юный Рудольф устроился преподавателем. Среди четырёх детей, один страдал на гидроцефалию и требовал к себе особого подхода.

Это обстоятельство, юный педагог воспринял как знак того, что можно на практике отточить все свои знания в области психологии и физиологии и принялся за обучение ребёнка. За два года обучения малыш нагнал упущенное в общей школе, сдал экзамены и поступил в медицинский университет, став в дальнейшем успешным врачом.
Когда юного педагога спрашивали, каким образом ему удалось достичь успеха, он с уверенностью утверждал, что не стоит отягощать детство ребёнка недосягаемыми целями и оценками, рвение родителей нагрузить кроху непосильными знаниями противоречит законам природы. Раскрытие талантов у малышей должно происходить своевременно, не стоит опережать эмоциональное, психосоматическое и социальное развитие. Процесс обучения должен развивать не только голову, но и сердце и руки, а интеллект — это лишь составляющая личности, а не его основополагающая.

Обучая первых преподавателей вальдорфского течения, Штайнер обращал особое внимание на особенности каждого малыша. Принуждение индивидуальной личности к стандартному обучению — это основная ошибка. Ребёнок должен познавать мир не через буквы и цифры, а через искусство, музыку, рукоделие, не вызывая насилия над разумом малыша. Сторонники данной теории уверены, что личный пример взрослых, где нет места дурным примерам, способен вырастить хорошего человека.

Принципы вальдорфской системы образования и воспитания

Для того чтобы быть уверенным, что вашему ребёнку подходит данная система обучения, необходимо ознакомиться с её принципами. Правила настолько просты, что свободно адаптируются в обычную жизнь малыша.

Создание атмосферы любви

Дети всегда очень чётко чувствуют отношение к себе по мимике и настроению взрослых. Добрая улыбка и искреннее внимание поднимают не только настроение ребёнка, но и ускоряют обмен веществ, влияют на психосоматическое здоровье. Обычно такое отношение способствует тому, что в домашний детский сад «Домовёнок» ребята бегут, как на праздник.

Безусловно, не все родители хотят отдавать своих детей в вальдорфские сады, на это может быть масса причин: от отсутствия желания, до отсутствия возможности. Да я в государственных детских садах встречаются отличные воспитатели. Но задача стоит не в том, что просто доброжелательно встретить малыша, а создать ему атмосферу любви, чтобы он не испытывал дискомфорт, а наоборот каждое утро спешил в свой садик.

Последователи штайнерской педагогики уверены, что неблагоприятные или отрицательные моменты дошкольной жизни ребёнка, непременно скажутся на их эмоциональном и физическом здоровье. Поэтому атмосфера в наших группах напоминает встречу разновозрастных внуков в гостях у бабушки, что кардинально отличается от той, что царит в государственных дошкольных учреждениях.

Обучаем личным примером

Рудольф Штайнер был уверен, что лет до семи ребёнок будет подражать взрослым, поэтому вырастит таким, как его окружение, повторяя их модель поведения.

Зачастую, родители даже не замечают, что могут наказать малыша за поступки, которые для них самих допустимы. Или, пытаясь наказать за непослушание, сами же не сдерживают обещания. Действительно, грозя неугомонному непоседе больше никогда его не кормить, если он не съест кашу, ни одна мама не оставит его голодным в дальнейшем, но при этом ребёнок понимает, что любые угрозы не осуществятся. А ведь поступки, которые построены на обмане, высоких требованиях к ребёнку, отсутствие последовательных действий, снисходительному отношению к себе имеются в запасе у каждого родителя.

Наши педагоги не призывают следовать своим обещаниям, они рекомендуют просто их не давать. И только так ребёнок научится не давать те обещания, которые не сможет выполнить.
Особое внимание мы уделяем самовоспитанию самих воспитателей. Штайнер считал, что от поведения педагога (его отношение к занятиям, манера двигаться, манера разговора) зависит развитие малышей. Каждый воспитатель обязан следить за своим поведением, чтобы не внушить детям определённый стереотип поведения, которые необходимо будет искоренять.

Много играем

Детство без игры невозможно. И в отличие от обычного детского сада, наш — это постоянная игра. Каждое утро начинается с различных активных игр, которые не ограничиваются рамками. Содержание игры определяется детьми, их настроением и непредсказуемостью. Неожиданная смена развития игры позволяет весело проводить время, что наиболее важно в вальдорфской методике воспитания.

Принцип работы воспитателя не позволяет кричать или ругать за разбросанные игрушки или излишнюю резвость, ведь до двенадцати лет взывать к совести крохи не имеет смысла. Ребёнок должен познавать мир через игру, а разнообразить его игры — это задача опытного педагога.

А вот ежедневная музыкальная игра — спектакль «райген», где воспитатель, вооружившись ярким образом, стихами и мелодиями изображает движение людей и животных, показывает малышам мини спектакль, увлекая их за собой через возможность повторять и подражать, становится сказкой, в которой дети — главные герои.

Продолжительность такой игры до двадцати минут и этого времени хватает, чтобы дети запомнили стихи и песни без специального заучивания. В этой игре всё нацелено на развитие чувств и фантазии ребёнка, улучшения качества речи и жестикуляции.

А огромное количество прыжков, приседаний, наклонов развивает организм ребёнка, как физкультурные занятия.Достойный реквизит

Для того чтобы любая игра приносила пользу малышу, необходимо создавать специальные условия. Поэтому детям предлагают многофункциональные игрушки, которые не сковывают фантазию. Например, любимая игра в продавцов, тут же находит понимание у воспитателей. Ребятам тут же оформляется необходимый интерьер, а в качестве продаваемого товара, отлично выступят ракушки, жёлуди, каштаны или листочки.

А ещё лучше наладить эксклюзивное производство для продажи, и тут сделанные своими руками куклы, гномы или эльфы из подручного материала (пуговицы, тряпочки, вата, листья, шишки) дадут фору заводским аналогам китайского производства. Да и вообще, такие игрушки в нашем саде не в почёте, игра должна развивать фантазию, а готовые игрушки не оставляют места воображению. Особое внимание уделяется пальчиковым играм, музыкальным занятиям, народным забавам. Рисование деревянными карандашами или лепка ароматным воском, способны погрузить малышей в прекрасную сказку.

Соблюдаем ритм

Основным условием правильного развития ребёнка служит гармоничная и ритмичная организация жизни всей группы. В этом мире всё живёт по строгому правилу: вдох/выдох, день/ночь, весна/осень. На смену одной фазе приходит другая, на смену творческого раскрытия потенциала ребёнка приходит уважение к взрослым.

Все занятия чередуются, задавая особый правильный ритм. На смену одним занятиям приходят другие, создавая полую противоположность унылым утренникам. Здесь находится место поискам клада или выпечке пирогов, а зимой озорному катанию на санках. Дети, привыкшие жить в определённом ритме, более спокойны и покладисты, они точно знают, что их ждёт, а значит, учатся планировать, что благоприятно скажется на их дальнейшем развитии.
Поэтому по понедельникам мы с удовольствием лепим из воска, по вторникам — занимаемся различным рукоделием, по средам готовим вкусный салат, по четвергам обязательно печём пирожки, а по пятницам — рисуем красками.

Благодаря такому ритму, малыши учатся узнавать и запоминать дни недели.

Немаловажным является и ритм года, где осень сменяет зима, а зиму весна, на смену весне приходит лето, а его заменяет осень.
Поэтому осенью мы отмечаем праздник урожая, зимой — рождество, весной — масленицу и Пасху, а летом выезжаем на дачу. Каждому празднику подобраны специальные игры, песни, сказки и спектакли.

Слушаем сказки

Одно из наиболее значимых мест в педагогическом процессе занимает сказка. Благодаря ей развивается детская фантазия, воображение, эмоциональная составляющая и обогащается речь. Ежедневно, в определённое время дети слушают сказку, вживаясь в образы различных героев и ощущая внутренний покой.

Крайне важно, чтобы сказку именно рассказывали, а не читали. Грамотная речь воспитателя позволяет детям имитировать звуки и слова и ориентироваться на услышанное. Малыши воспринимают все мудрости сказки именно при устной подаче педагогом.

Сказка, в вальдорфской методике воспитания не требует анализа, её не нужно запоминать или пересказывать, дети просто используют сюжет в своих играх, переживая различный смысл повествования.

Играем во взрослые занятия

Совместная работа детей и воспитателей, как в большой семье, по выполнению необходимой домашней работы: уборка, приготовление еды, пошив одежды для кукол, сервировка стола, украшение комнаты позволяет всесторонне развивать малышей, прививая им необходимость помощи взрослым.

Немаловажным является и контакт с миром растений. Работа в саду или огороде служит возможностью целостного развития ребёнка в экологической составляющей деятельности. В зависимости от времени года и приближающихся праздников, воспитатель выбирает то или иное занятие для малышей. Показывая на личном примере радость при выполнении тяжелого процесса, воспитатель прививает детям способность выполнять любую работу с удовольствием, радостно погрузившись в процесс.

Отмечаем праздники

Праздник для каждого ребёнка всегда яркое и радостное событие, оставляющее незабываемое впечатление. Все праздники связаны с ритмом года, событиями нашей жизни и старинными традициями.
Каждый праздник проходит в атмосфере песен, сказок, игр и танцев. На некоторых праздниках присутствуют родители, а некоторые мы проводим в кругу группы. Каждое из таких мероприятий делает ребёнка добрее и отзывчивее. А специально разработанные костюмы, музыкальные композиции и сценарии позволяют каждому малышу стать частичкой сказки.

Подготовка к празднику длится до четырёх недель. Ежедневно малыши исполняют соответствующие музыкальные и литературные композиции, повторяя за воспитателями, что не требует специального заучивания. А весь реквизит готовится совместно с родителями.

Исполняя перед родителями уже знакомые композиции вместе с праздничным чаепитием, дети испытывают радость, и готовы делиться нею ещё несколько недель после окончания праздника.
На сегодняшний день вальдорфская педагогика распространена во всём мире, да и в нашей стране её популярность растёт с каждым годом, уже на протяжении двадцати лет.

Частные детские сады в Москве, не использующие данную методику, стремятся взять из неё некоторые элементы.

Мы точно усвоили, что каждый малыш совершенно уникален, поэтому всегда прислушиваемся к его желаниям и возможностям, принимая правильное решение при выборе методики воспитания, которая всегда базируется на любви и уважении к крохе.